Наверное, каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется, когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить на вопрос, типа «Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или завязывать шнурки?» В этой статье мы постарались ответить на наиболее распространенные родительские вопросы.

Родителям необходимо помнить, что развитие каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.

В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
Хорошо стоит.
Кладет предмет в коробку.
Ставит друг на друга два кубика.
Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
Много лепечет.
Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.

 

В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
Хорошо ходит и бегает.
Любит карабкаться по лестнице.
Пьет из чашки.
Пробует самостоятельно есть ложкой.
Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
Понимает несколько простых фраз.
Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
Чиркает карандашами.
Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
Отдает предпочтение любимым игрушкам.
Говорит по крайней мере 15 слов.
Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.
Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к чистоте и порядку — убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать цветы, вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).
Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у малыша первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами — пятна на зубах или неправильный прикус.
Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.

В 2 года ребенок:
Хорошо бегает и прыгает.
Строит башню из 4-6 кубиков.
Кидает и пинает ногой мячик.
«Кормит» с ложечки куклу.
Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
Показывает на себе нос, рот и глаза.
Разглядывает картинки в книге.
Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.
Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.
«Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.
Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или собака, лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.

В 3 года ребенок:
Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
Ездит на трехколесном велосипеде.
Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
Строит фразы из 4-5 слов.
Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
Играет и/или общается с другими детьми.
Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).
К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.

В 4 года ребенок:
Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка — если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть рацион ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».
Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.
Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.