42-й ММКФ, который проходил в этом году с 1 по 8 октября, – необычный. Такого еще не было. Начиная с открытия, которое напоминало странный ритуал. За порядком следили охранники в черных плащах и такого же цвета масках и перчатках. Дресс-код у фотографов и съемочных групп был также черный – в правилах значилось.

Никита Михалков, который способен внести зажигательную искру в любое мероприятие, не встречал гостей в конце красной дорожки и не появился на сцене даже с онлайн-обращением. Иностранных гостей было очень мало – в основном члены жюри трех конкурсных программ. Тимур Бекмамбетов, председатель жюри основного конкурса этого года, вышел к публике уже с символом фестивальной власти, специальным украшением – массивной цепью. Ранее она торжественно вручалась на глазах у всех, но теперь сложно передавать что-то из рук в руки, предварительно не продезинфицировав. Бекмамбетов, известный визионер, сказал о том, что общество из-за пандемии уже безвозвратно изменилось. И весь фестиваль послужил подтверждением его слов. Строгий, аскетичный, деловой, без светских мероприятий, с неработающими буфетами, строгими проверками, чтобы все были в масках и держались на дистанции. Стоило ли проводить такой в этом году? Ответ однозначный – да. Для поднятия духа зрителей, для возможности посмотреть кино, которое так сложно, практически невозможно увидеть в других местах. Тем более что и по фестивалям в другие страны сейчас не поездишь.

А вот влюбленные герои фильма “На дальних рубежах” Максима Дашкина (мастерской, где он учился, руководил известный кинорежиссер Оливер Стоун) словно застряли в киргизской дали. Именно там расположился военный гарнизон, где разворачивается мелодраматическая история любви. Классический треугольник – жена полковника, его молодой подчиненный и он сам, заместитель руководителя военной базы. Трудно при просмотре этого фильма не вспомнить сериал Александра Митты “Граница. Таежный роман”. Но сериал был снят 20 лет назад, и авторам явно потребовалась современная трактовка темы. В главной женской роли в картине снялась Виктория Толстоганова.

В новом фильме Валерия Тодоровского “Гипноз” непонятно – то ли красивая беззащитная и ранимая девушка придумана странным парнишкой-лунатиком, то ли была она на самом деле. Странно, но для такого мастера, как Валерий Тодоровский, это первый фильм, который участвует в конкурсе Московского кинофестиваля. Валерий Петрович возглавлял жюри этого киносмотра в свое время, но никогда не был режиссером, чей фильм участвует в основной программе. Новый фильм Тодоровского смотрится с не меньшим интересом, чем недавний нашумевший сериал “Фрейд”, представленный на крупнейшей стриминговой платформе мира. Он также исследует природу сознательного и бессознательного, реального и нереального. Максим Суханов играет в фильме доктора Волкова, и нужно сказать, что роль гипнолога при сильнейшей харизме этого актера подходит ему как нельзя лучше. У Тодоровского получилось настоящее семейное кино, смотреть которое будет интересно людям разных возрастов, причем детям и подросткам – в первую очередь.

Несмотря на коронавирус и связанные с ним ограничения, организаторы собрали большую и яркую  программу. В основной конкурс вошли 13 картин из 10 стран мира, в том числе 5 российских лент.

Они, кстати, пока лидируют в рейтинге зрительского голосования, которое проходит параллельно с работой жюри. Судя по промежуточным результатам, опубликованным на сайте ММКФ, в числе трех лучших в зрительском рейтинге фильмы «Блокадный Ленинград», «На Дальних рубежах» и «Дочь рыбака».

Главный приз “Золотой святой Георгий” за лучший фильм был присужден картине “Блокадный дневник” режиссера Андрея Зайцева (Россия). Андрей Зайцев, получая награду, признался, что этой картины не было бы без исполнительницы главной роли Ольги Оззолапиня. Лауреаты шести номинаций были награждены “Серебряными святыми Георгиями”. Среди них приз за лучший короткометражный фильм был присужден режиссеру Самех Алаа за картину “Забыть твое лицо” (Египет/Франция). Приз получила председатель жюри ФИПРЕССИ, кинокритик из Египта Амал Эль Гамал. Призом “Серебряный святой Георгий” за лучший документальный фильм была удостоена картина “Ноктюрн” режиссера Гванчо Чон (Южная Корея). Приз приняла полномочный министр, советник Посольства, директор Культурного центра Посольства Республики Корея Ви Мен Чже. “Серебряный святой Георгий” за лучшее исполнение мужской роли получил Гур Бентвич за фильм “Как сыр в масле” (Израиль), а за лучшее исполнение женской роли – Меган Первис за свою роль в фильме “Хильда” (Великобритания). Фильм “Хильда” был награжден вторым “Серебряным святым Георгием” за лучшую режиссерскую работу. Награду получил режиссер картины Риши Пэлэм. Специальным призом жюри “Серебряным святым Георгием” был награжден фильм “В тени” режиссера Эрдема Тепегеза (Турция). Специальный приз за многолетнее служение кино был присужден российскому режиссеру Светлане Дружининой. Приз за Дружинину принял актер Дмитрий Харатьян.

А фильмом закрытия 42-ого Московского Международного кинофестиваля станет спортивная драма «На острие» Эдуарда Бордукова. В основе сюжета фильма – противостояние двух саблисток, его сыграли замечательные российские актрисы Светлана Ходченкова и Стася Милославская. У каждой героини своя правда. Александра Покровская (Ходченкова) – признанная российская саблистка № 1, обладательница всех возможных наград, кроме олимпийского золота, до которого ей остается всего один шаг, но предстоящая Олимпиада для нее – последняя. Кира Егорова (Милославская) – дебютантка сборной, но настоящий самородок, дерзкая и своенравная, которая хочет победить, несмотря ни на что. В фильме «На острие» — документальная основа: бой Софьи Великой, завершающей карьеру, и юной Яны Егорян на финале Олимпиады 2016 в Рио. Но зрители, наверняка, вспомнят и другие громкие спортивные истории. В широкий прокат лента выходит 26 ноября.