10 июня – День рожденья шариковой ручки. Казалось бы, не столь важная дата? Но представьте себе, что мы до сих пор писали бы перьевой ручкой, если бы не изобрели шариковую ручку? Конечно, сейчас многие больше пользуются клавиатурой компьютера или мобильными телефонами, но не одно поколение выросло без этих достижений научно-технического прогресса, да и сейчас без шариковой ручки ни в школе, ни в ВУЗе, ни на работе не обойтись.

 

Шариковая ручка… Это сувенир, это хороший подарок, если мы говорим о дорогим известных брендах, это то, чем пишут дети в школах и даже, не смотря на то, что мы чаще «дружим » с клавиатурой — все равно, ручка была и остается незаменимой в работе, в учебе, в жизни. Но редко кто задается вопросом, какой был история возникновения этого столь необходимого нам предмета -шариковой ручки.


История ручки начинается с историей человечества. Первобытные люди рисовали на стенах пещер заостренным камнем. Еще до нашей эры вавилоняне камушком выдавливали клинопись — первое письмо на сырой глине. В Древней Греции писали на натертых восжом табличках, используя стило — заостренную медную или костяную палочку.

Наиболее древними средствами документирования являются ручные пишущие средства.
К числу этих средств относились: стило (стиль), представлявшее собой узкую палочку из кости, меди, серебра длиной в 4-5 указательных пальцев с заострённым одним концом и сплюснутым -другим. Острым концом — писали, а плоским — стирали ошибки. Другое древнее средство документирования, которым писали на папирусе, пергаменте, называлось калам. Это — заострённая палочка из тонкого тростника с расщеплённым надвое острым концом, которую погружали в чернила. Каламы использовались до 7-6 вв. до Р.Х.

Предшественницей всех типов ручки стала кисть.

 

В Китае ее делали из шерсти верблюда или крысы и макали в чернила. Древнейший рецепт чернил содержал сажу сосновой смолы, ламповое масло и желатин из кожи осла.

А в Европе придумали чернила, которые не выцветают веками. Их делали из солей железа и чернильных орешков — болезненных наростов, которые появляются на листьях деревьев из-за деятельности некоторых насекомых.

Чернилами стали пользоваться еще в Древнем Риме. Первая ручка была из бамбукового или тростникового стебля. Один его конец остро, под углом срезали — и все! Ручку можно было обмакивать в чернила и писать.

Только в 8 веке нашей эры люди додумались, что тростинку можно заменить птичьим пером. Перо удобнее держать, и служит оно дольше.

Но подготовить его для письма очень трудно. Весной у сильного молодого гуся надо вырвать одно из пяти внешних перьев, причем обязательно из левого крыла (если ты возьмешь перо из правого крыла, то будешь при письме загораживать написанное). Потом перо надо обжечь в горячем песке, чтоб оно стало сухим и жестким. Потом заострить кончик перочинным ножом.

Перьев требовалось уйма! В 18 веке из России только в Мнглит отправляли в год 27 миллионов перьев!

У тех же египтян существовала самая настоящая авторучка- ее не надо было макать то и дело в чернильницу. Она представляла собой свинцовую трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставлялась тростинка, заполненная темной жидкостью. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и, когда трубочкой водили по папирусу, на нем оставался четкий черный след. Такую ручку археологи обнаружили в гробнице Тутанхамон.

Изобретение древних египтян было совершенно забыто, и долгие века упругое гусиное перо скрипело по пергаменту рукописных книг, брызгало кляксами на рецепты алхимиков, подписывало указы королей.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистым составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил, В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.

Писец промокал чернила мелкотолченым леском, посылая его на лист пергамена из песочницы — сосуда, похожего на современную перечницу.

К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало, Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств XI-XII вв. дошло до нас, Было их немного и в те времена.

В 1809 г. была запатентована перьевая ручка, изобретателем которой стал Фредерик Фолш из Австрии.Она представляла собой деревянную цилиндрическую чернильницу с поршнем, который выдавливал порцию чернил (порой всю целиком) на бумагу. В 1884 г. патент на авторучку получил страховой агент из Нью-Йорка Вотерман, соединивший цилиндр- чернильницу и перо тонкой трубочкой с нарезами, дозировавшей поступление чернил.

Главным препятствием были чернила. Слишком жидкие оставляли кляксы на бумаге и пачкали карман. Слишком густые застывали на шарике. Иногда удавалось создать подходящие контролируемые условия, и тогда чернила действовали как надо… пока не изменялась температура воздуха. Лучшее, что удалось создать, — шариковую ручку, которая писала, как правило, при температуре воздуха 70F (21 С), но ниже 64F (18С) засорялась, а выше 77F (25С) — подтекала и оставляла кляксы.

Примерно так обстояли дела, когда за эту проблему взялись братья Биро (Biro). После первой мировой войны 18-летний Ладислав Биро, демобилизовавшись из венгерской армии, перепробовал ряд занятий. Он изучал медицину, искусство, увлекался гипнозом, но ни одна из профессий не заинтересовала его настолько, чтобы стать специальностью. Газетным делом он занялся случайно.

В 1935 году Биро издавал небольшую местную газету и часто сердился на свою авторучку. Чернила вытекали из ручки на газетный лист, который впитывал жидкость как губка, а конец пера рвал в этом месте бумагу. В общем, получалась не надпись, а фиолетовое болотце. Даже на первоклассной бумаге оставались кляксы, а на пальцах и на одежде Биро постоянно красовались чернильные пятна. Тогда Ладислав позвал брата Георга, химика по профессии, и братья Биро начали разрабатывать новые авторучки. После опробования десятков моделей братья Ладислав и Георг, не зная, что до них уже была сделана
351 попытка, изобрели шариковую ручку.

Как-то во время отпуска, находясь на берегу Средиземного моря, братья заговорили о своем изобретении с неким пожилым господином. Они показали прекрасно пишущую ручку, которая ему понравилась. Оказалось, что зтот господин был тогдашним президентом Аргентины, Аугусто Юсто. Он предложил братьям Биро построить в его стране фабрику шариковых ручек. Несколько лет спустя началась вторая мировая война, и братья решили покинуть Венгрию. Они вспомнили своего старого знакомого и устремили взоры в сторону Южной Америки. Братья высадились в Буэнос-Айресе с десятью долларами на двоих. Юсто признал их, и вскоре с помощью президента им удалось заручиться поддержкой нескольких инвесторов. В 1943 году в городе открылась новая фабрика. Эффект был грандиозным, то есть произошел грандиозный провал. Братья Биро совершили ту же ошибку, что и все их предшественники, -они положились на силу тяжести, под воздействием которой чернила попадали на шарик. Это означало, что ручку надо было непременно держать строго вертикально. Но даже и тогда поток чернил был прерывистым, и на бумаге оставались сгустки. Ладислав и Георг вернулись в лабораторию, и вскоре придумали новую конструкцию, капиллярную. Сифонная подкачка заставляла чернила перемещаться к шарику независимо от положения ручки. Уже через год братья Биро выпустили в продажу в аргентинских магазинах новую модель. Однако расходились ручки вяло. В конце концов у братьев кончились деньги, и производство пришлось остановить.

 

Но им на помощь прилетели военные летчики США. Пилоты ВВС, часто бывавшие в Аргентине во время войны, сделали для себя открытие, что аргентинскими ручками можно писать снизу вверх на любой высоте и их не требуется часто заряжать. Госдепартамент США
попытался предложить американским фабрикантам изготавливать такие же ручки. Американская компания «Эберхард Фабер» решила попробовать монополизировать рынок и заплатила 500000 долларов за права на производство шариковых ручек; таким образом, братья впервые получили прибыль за свое изобретение.

Но состояние на этом замечательном изобретении заработал совсем не его автор, а ловкий коммерсант.
Можно придумать изобретение на миллион, но как защитить его?
Изобретение казалось многообещающим в денежном плане. Но когда «Эберхард Фабер» стала подумывать о захвате мирового рынка, случилась большая неприятность, вызванная несовершенством тогдашней патентной системы. Шариковая ручка была запатентована автором лишь в Венгрии и Аргентине — там, где он жил. Для того чтобы не допустить плагиата в мировом масштабе, Биро потребовалось бы объехать все страны мира и запатентовать свое изобретение заново. Поскольку это было практически невозможно, идею шариковой ручки у Биро и «Эберхард Фабер»просто украли.

Однажды по Аргентине путешествовал американский коммивояжер по имени Милтон Рейнолдс. Несколько шариковых ручек он случайно купил на улице. Деловая хватка подсказала Рейнолдсу, какую огромную прибыль можно извлечь из этой простой вещицы, если продавать ее массово. Он навел справки и узнал, что изобретение венгерского журналиста запатентовано всего в двух странах, а крупнейший и богатейший рынок — США — не закрыт для него никакими патентами. Рейнолдс поспешил зарезервировать этот рынок за собой. В 1943 году он сам запатентовал шариковую ручку в США и наладил ее массовое производство. Как Рейнолдс и предполагал, успех шариковой ручки был огромным. Только за один день в магазине Джимбела в Нью-Йорке было продано 10 тыс. штук. Забавно, что первые покупатели привлекались лозунгом о том, что новая ручка может писать под водой! Удачно украденная идея сделала Милтона Рейнолдса миллионером. Автор изобретения Биро попытался отстоять свое право на патент в американском суде, но проиграл.

Наверное, Биро было обидно. Тем более что его изобретение еще не исчерпало к тому времени весь свой потенциал «создателя миллионеров». В 1958 году француз Марсель Бик доработал ее и получил сверхдешевую в производстве модель под названием BIC, которая положила начало созданию BIC Corporation, и сегодня контролирующей одну треть рынка продаж шариковых ручек в США.

Но одна проблема все же оставалась: несмотря на шумиху, затеянную вокруг новинки, ручки работали неважно. Они подтекали, погубив немало важных документов и отличных рубашек. Кроме того, в них пересыхали чернила. Объем продажи начал медленно ползти вниз. Цена — тоже. Шариковые ручки, совсем недавно считавшиеся и предметом роскоши, стали продаваться всего за девятнадцать центов. Но однажды купив ручку даже за эти гроши и попробовав писать, покупатели ругались на чем свет стоит и клялись не покупать шариковых ручек до конца своей жизни.
Человека, который заставил покупателей отречься от подобных клятв, звали Марсель Биш (Bich). Он жил во Франции и был фабрикантом перьевых ручек и письменных принадлежностей. Марсель с профессиональным интересом отнесся к шариковым ручкам. Сначала он только наблюдал, как их популярность взлетала, а потом камнем падала на землю и рассыпалась в прах, потом решил, что сможет завоевать рынок, если сумеет создать надежную шариковую ручку и снизить ее стоимость — новинка ему нравилась, но возмущала ее высокая цена при столь низком качестве. Братья Биро продали Бишу права на изобретение, и тот приступил к работе.

В течение двух лет Марсель Биш скупал все появлявшиеся на рынке модели шариковых ручек и педантично испытывал их, выявляя положительные и отрицательные стороны. В 1952 году Биш добился триумфа: дешевая шестигранная ручка из прозрачного пластика писала мягко, не подтекая и не засыхая. Изучив международный рынок, Биш понял, что со своим именем ему в Америке не пробиться. Тогда он изменил написание имени так, чтобы его могли правильно и легко произнести повсюду, где будет продаваться его новая ручка, — Бик. Модель «Бик» сразу завоевала мировое признание. Миллиарды ручек, стиль которых почти не изменялся, продавались, использовались, терялись, разбирались на части, пропадали неизвестно где, просто выбрасывались. И хотя Бик изобретал все новые модели, придумывал разнообразные дизайны ручек, старый, надежный «Бик» не перестает быть основным источником дохода фирмы.

Недавно армянские археологи обнаружили свиток, датированный 1166 годом, на котором было изображено странное орудие письма. Они попытались воссоздать его при помощи тех средств, которые были указаны на рисунке, — бамбуковый ствол, внутри которого полый шарик с красящей жидкостью. Когда зксперимент был завершен, исследователи с удивлением обнаружили у себя в руках… древнюю шариковую ручку.

В нашей стране интерес к шариковым ручкам проснулся после второй мировой войны. Понятно, что с предложением наладить у нас их выпуск Советский Союз обратился именно к Паркеру — ведь именно «паркерами», принадлежащими генералу Эйзенхаузру, подписывался акт о безоговорочной капитуляции Германии. Однако американский бизнесмен в просьбе отказал. Пришлось выкручиваться своими силами. Это было нелегко. Вначале шарики, выпускаемые на Куйбышевском заводе шарикоподшипников, никак не принимали нужную форму, потом не получалось вывести формулу пасты. Не
писали ею советские ручки, и все тут. И тут один умный человек предложил сделать пасту из смеси касторки с канифолью. Воообще-то этой убойной смесью боролись с мухами. Получилось! Рождение первой советской шариковой ручки в СССР датировано 1949 годом. Простые орудия письма, пройдя вместе с ним длительный путь исторического развития, по-прежнему остаются наиболее распространёнными средствами ручного текстового изобразительного
документирования. Они отличаются простотой конструкции, надёжностью, доступностью, исключительным разнообразием. Практически все, кому приходится работать с документами, пользуются ручными пишущими средствами.

В наши дни, ручка из обычного инструмента для письма превратилась в знаковую вещь — непременный атрибут любого преуспевающего человека, наглядно демонстрирующий статус, достаток и образ жизни своего владельца.

Сейчас, когда достаточно распространены шариковые, капиллярные, роллерные ручки и, наконец, компьютеры, которым мы зачастую доверяем не только деловую, но и личную переписку, перьевая авторучка не стала менее актуальной. Даже Билл Гейтс, который любое слово предпочитает набрать на клавиатуре, нежели написать от руки, всегда имеет при себе «вечное перо». Как справедливо подметили французы, образ складывается из мелочей. Человек респектабельный может постоянно носить в нагрудном кармане своего костюма перьевую ручку только лишь для того, чтобы подписывать контракты. И это не только дань традициям и желание произвести впечатление на партнеров и коллег, но и уважение к себе, проявление хорошего вкуса.